20 ноября 2019, среда
Областные новости
20.11.2019
В Наровчате 23 ноября 2019 года состоится празднование Дня города (710-летие со дня первого упоминания о Наровчате).
20.11.2019
Министерство экономического развития Российской Федерации открыло сбор предложений в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

1

фото

Подписка-онлайн

фото

 фермеры

баннер

фото

баннер

 

фото

фото

фото

телефонТелефон горячей линии по вопросам аварийных отключений электроэнергии:

8 (84143) 4-10-72


 Хотите узнать, как 

 живут  соседние

 районы?

 Зайдите на сайты

 газет:

 Пачелмасайт соседней газеты

 Белинскийсайт газеты соседнего района

 

 

GISMETEO: Погода по г.Башмаково

Экономика

05.11.2019

ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Одной из значимых проблем муниципальных образований  является недостаток финансовых средств.

Актуальность темы обуславливается необходимостью формирования финансовой независимости органов местного самоуправления. Одной из значимых проблем является недостаток финансовых средств муниципальных образований. Так как местное самоуправление представляет собой форму реализации осуществления народной власти, через которую проходит независимое управление, местный бюджет является именно той основой, через которую местные органы осуществляют свою деятельность.

Под финансовой самостоятельностью муниципального образования подразумевается возможность органа местного самоуправления регулировать свои финансовые ресурсы в бюджете для полноценного осуществления и исполнения своих задач и функций. Данная сбалансированность должна в полном объеме обеспечиваться созданием собственных доходов.

Проблема заключается в том, что несмотря на автономию местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ) «сноска КРФ», муниципальное образование не в состоянии себя обеспечивать, соответственно этот фактор отражается на социально-экономическом развитии муниципальных образований. Недостаток доходной базы образует дефицит бюджета. В. В. Путин в статье «Демократия и государство» [9] отмечает, что «муниципалитеты должны стать в полной мере финансово самостоятельными и автономными, иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, решения повседневных проблем населения (обеспечение населения теплом, электричеством, водой, содержание и строительство дорог, пожарная безопасность, благоустройство и многое другое)».

Население в полной мере заинтересовано в развитии территории, на которой оно реализует свои полномочия своего муниципалитета. Однако список обязательств муниципального образования, который закреплен в ст.17 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обширный. Он включает в себя: организацию газо- и электроснабжения, поддержание состояния дорог (в пределах муниципалитета) обеспечение доступного и бесплатного дошкольного и школьного образования, создание муниципальной милиции (которая на практике не реализуется), а также иные расходные обязанности «сноска статьи». На практике

муниципальному образованию зачастую не хватает средств для реализации данных полномочий.

Затрагивая исторический аспект, хотелось бы сказать, что данные полномочия реализовывались дореволюционной Россией. Так при земствах, учрежденных в 1864 году, открывались школы, медицинские учреждения, происходило строительство дорог, которые соединяли сёла с центром и т.п. «сноска 4». Надо отметить, что благодаря земствам инфраструктура в провинциях резко повлияла на экономическое развитие России. В связи с этим назревает вопрос: как можно добиться превышения доходов бюджета над его расходами, создать профицит бюджета, который органы муниципалитета будут направлять на развитие своего района, а не на «латание бюджетных дыр»? «сноска». Зависимость местного бюджета от органов власти прослеживается на принципах, которые отражает бюджетный кодекс.

Основными принципами, закрепленными в Бюджетном Кодексе Российской Федерации, являются: равенства бюджетных прав как субъектов РФ, так и муниципальных образований (ст. 28, 31.1 БК), принцип единства бюджетной системы (ст. 29 БК). Так некоторые ученые считают, что финансовая нестабильность бюджета может привести к несоблюдению этих принципов. Например, О.Н.Горбунова отмечает, что «принцип федерализма в финансовой деятельности выражается в принятии внутри государства не одного бюджета, а нескольких. Принимаются федеральный, региональные и местные бюджеты, которые являются почти самостоятельными фондами денежных средств. Но эта самостоятельность далеко не полная, так как в случае недостаточности доходов местного бюджета вышестоящие бюджеты должны направить денежные средства для выполнения обязательств нижестоящих бюджетов. Эту позицию выработал Конституционный суд РФ, ограничив таким образом принцип самостоятельности местных бюджетов необходимостью занимать финансовые средства у бюджетов вышестоящего уровня, либо искать иные способы устранения дефицита» «сноска 5».

 

Многие муниципальные образования «латают бюджетные дыры» только за счет предоставленных им субсидий, субвенций, дотаций, поэтому «низкая доходность налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов приводит к зависимости местного самоуправления от межбюджетных трансфертов, то есть от решения федеральных и региональных властей» [1]. Данные отношения в нашей стране принято считать нормой, в то время как мало кто замечает «продолжающуюся тенденцию централизации финансовых ресурсов на государственном уровне при одновременном увеличении обязательств местного уровня» [9, с. 50].

Для решения данной проблемы необходимо законодательно пересмотреть как доходную часть муниципалитета, так и его расходную составляющую. Хотелось отметить, что доходная часть должна формироваться за счет поимущественного налога, т.е. иммобильной налоговой базы. Кроме того, налог за предоставленные услуги бюджетных учреждений муниципалитета также способен увеличить доходы муниципального образования. Бюджет верхнего

уровня должен формироваться за счет налогов от доходов и прибыли. «сноска 6». Также хотелось бы отметить, для того, чтобы больший процент оставался в муниципалитет, нужно проводить и привлекать больше программ регионального и федерального уровня, в которых смогли бы участвовать поселения с небольшим процентом финансирования.

Так, в соответствии с п. 4. абз. 1 ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК) [10], от уплаты земельного налога освобождаются религиозные организации. Зачастую храмы занимают значительную часть земель муниципального образования, причем церковь, как монополист, продает товары религиозного значения куда больше их себестоимости (свечи, иконы и прочее) и абсолютно не имеет каких-либо обязательств. Муниципалитеты Германии не только собирают налог с имущества религиозных образований, а также 8-9 % от чистой прибыли в бюджет, но и законодательно устанавливают обязанности по содержанию части школ, детских садов, домов ветеранов и т. д. [12, с. 372]. В связи с этим предлагаем отменить льготы, предусмотренные ст. 395 НК на уплату земельного и (или) имущественного налога как в отношении религиозных организаций, так и по остальным пунктам.

В статье 407 Налогового кодекса Российской Федерации определяются общие налоговые льготы, которые имеют свое распространение на имущественный и земельный налог, соответственно муниципальные образования не дополучают существенную долю финансовых средств. Решить данную проблему можно двумя способами: либо дать полномочия муниципальным образованиям определять самим льготы, либо использовать зарубежный опыт, а в частности опыт США теорию «двух ключей».

Кроме того, предлагается расширить доход бюджета муниципального образования за счет сборов за использование объектами животного мира и за пользование биологическими ресурсами в целом, что прописано главой 25.1 НК РФ. Так, например, охота, которая производится на территории муниципалитета, ведет к сокращению популяции животных, соответственно муниципальное образование несет убытки. Так если обратиться к опыту ФРГ, то пополнить бюджет можно с помощью введения налога с загрязняющих и вредных предприятий, налогом на разлив алкогольной продукции. Помимо этого, в России обговаривается введения налога на домашних животных с 2019 года, соответственно это тоже можно рассматривать, как один из способов пополнения бюджета «ССЫЛКА».

Кроме проведения мер по увеличению бюджета муниципального образования, следует сократить обязательства муниципалитета. Есть вопросы, которые по своей характеристике относятся к компетенции муниципалитета, и ведать ими высшие органы не могут из-за нецелесообразности (вывоз бытовых отходов). Эти вопросы решаются без надлежащего финансирования, хотя напрямую относятся к компетенции отдельных министерств. Например, ремонтом дорог должны заниматься Министерства транспорта РФ, но никак не муниципальные образования. Следует муниципальным образованиям выделять средства из налога на транспорт. То же самое следует сказать и о других учреждениях, которые находятся под ведомом муниципалитета.

Данные способы приведут к улучшению положения муниципальных образований, а в дальнейшем к процветанию всей Российской Федерации. Органы местного самоуправления смогут достичь своей главной задачи, которой является повышение эффективности управления и поддержки инициативности со стороны населения.

А. А. Шурыгин, студент 2 курса ФГБОУ ВО "Саратовская государственная юридическая академия институт прокуратуры"